Текст выступления на съезде Ассоциации «Удмурт Кенеш» 17 декабря 2020 года делегата Михайлова Н.Т. Слово ему могут не дать, или дадут очень мало времени, не сможет сказать, всё, что хотел. Здесь полный текст.

Текст предстоящего выступления на съезде Ассоциации «Удмурт Кенеш» 17 декабря 2020 года делегата Михайлова Н.Т. Слово ему могут не дать, или дадут очень мало времени, не сможет сказать, всё, что хотел. Здесь полный текст.

Уважаемые делегаты!
Прежде чем озвучить свои предложения, хочу вкратце оценить работу Правления Исполкома и президента Ассоциации «Удмурт Кенеш».
Признаюсь, активно, ярко, красиво поработала Татьяна Витальевна. Я видел ее на экранах чаще, чем президента России. Она была инициатором и организатором многих зрелищных праздников, но я не заметил и не почувствовал активного участия в событиях Республики актива «Удмурт Кенеш», хотя сам я являюсь руководителем самого большого отделения Ассоциации.
Но, первую пятерку за работу я бы поставил сегодня министру культуры Соловьеву В.М., на плечи которого легли все основные юбилейные мероприятия 100-летия Удмуртии. И всё было проведено на высшем уровне.
Вторую пятерку Данилову П.П. руководителю театра «Айкай» за создаваемую им возможность гордиться удмуртским народом и культурой, за то, что он бережет его и лелеет как своего ребенка.
Третью пятерку Болотниковой С.М. министру образования Республики за продуктивную и последовательную работу по сохранению лучших традиций советской школы, за долгожданное лицензирование удмуртских учебников и их электронных версий. Долгое отсутствие зама по национальным вопросам только положительно сказалось на результатах работы министерства.
Я благодарю главу Удмуртской Республики Бречалова А.В., который с первых дней выразил готовность помогать в работе Ассоциации, систематически встречался с активом, жаль — не приглашали меня на эти встречи.
А работу президента «Удмурт Кенеш» Ишматовой Т.В. и министра по делам национальностей Бурановой Л.Н. я оцениваю на «два». Привожу аргументы:
1. Основной целью Ассоциации «Удмурт Кенеш» является консолидация общественности для сохранения и развития языка, культуры, традиций удмуртского народа, повышение его национального самосознания и духовности, подготовка национальных кадров. Так записано в первой статье Устава. И это всё, чем мы осознанно, продуктивно, ежедневно должны заниматься.
Что такое национальное самосознание? Это родной язык, родная вера и традиции. Родной язык формирует национальное самосознание. Каковы здесь успехи? За 10 лет количество владеющих удмуртским языком снизилось с 2008 года по 2018 год на 36.000 человек. Это целый город.
За последние 10 лет в результате оптимизации в Удмуртии было закрыто 42 школы и это всё в удмуртских деревнях. Что это значит? А то, что более 3000 детей-удмуртов начали использовать в разговорной речи русский язык, то что, через 15-20 лет эти деревни исчезнут вместе с населением.
В абсолютном большинстве удмуртских деревень и сел, последние 10 лет дети в разговорной речи используют русский язык, школьные праздники и праздники в детских садах проводятся на русском языке. На русский манер, откинув красивые традиции, проводятся бесцветные, шаблонные свадьбы в деревнях и селах Удмуртии. Но разве в этом виновато Министерство Образования, а может господин Бречалов выпустил секретный циркуляр, запрещающий говорить на удмуртском языке. Нет, это персональная вина руководителей Ассоциации, прежних и сегодняшних лиц, отвечающих за национальную политику и непонимание ими причин и губительных последствий этих тенденций.
Полгода назад много дифирамбов пропели на юбилее гимназии им. Кузебая Герда. Но, правда в том, что больше половины учащихся и выпускников лучшей гимназии не могут поддержать разговорную удмуртскую речь, а часть учащихся освобождена от изучения удмуртского языка. Учащиеся остальных школ, где изучается в добровольном порядке удмуртский язык говорят на нем хуже, чем на английском или немецком, но в отличие от удмуртского, изучают его обязательно и даже сдают экзамен.
Национальное самосознание это гордость народа за свою историю, знание этой истории и сострадание к судьбе собственного народа. Но, история удмуртского народа почему-то изучается удмуртскими учеными и соответственно в школах со времен Ивана Грозного, а в соседних республиках с доисторических времен. В Татарстане создан целый институт истории, в котором работают 100 ученых, тогда как у нас, изучением истории занимаются единицы. История Башкортостана состоит из 60 томов, наша история одна маленькая книга. Почему мы в одной истории пишем, что индейцев колонизировали испанцы, а в другой говорим о добровольном присоединении Удмуртии к России. Но, ведь тогда не было ни Удмуртии, ни России. И нам и нашим детям нужна правда. Ученым необходимо проработать период Арского княжения, борьбы аров за свою независимость, найти и назвать наших героев.
Пока мы видим яркие, но пустые книжки, в которых написано, что удмурт родился с кумышкой и умирает с кумышкой. Это что, наша национальная особенность?
Годом назад, Буранова Л.Н. поддержала нашу идею увековечить память расстрелянных в Сандармохе удмуртских героев-просветителей Кузебая Герда и Константина Яковлева. Провели несколько заседаний, решили провести конкурс на создание памятника, но все кончилось пшиком. Я с семьей Никифоровых изготовил памятный знак, организовали на свои средства поездку в Сандармох. Вместе с памятными знаками репрессированным героям других народов России сейчас там установлен и памятный знак удмуртам.
Следующая составляющая национального самосознания это вера. Древние верования удмуртов интересны французским и немецким ученым, может потому, что мы единственная нация в Европе, которая сохранила пантеистские верования. Наша вера не языческая, как ошибочно представляют нас в мире. Мы не поклоняемся идолам, а поклоняемся солнцу и природе. Но, у нас жрецов вместо того, чтобы носить на руках, по указанию министра по делам национальностей не пускают на народные праздники, требуют удостоверения. Так поступали неоднократно со мной и Альбертом Разиным. Мною в течение 5 лет воссоздавалась усадьба древних удмуртов-аров, их традиций и обычаев. За 10 лет у меня побывали более 10.000 туристов, гости из разных стран и городов, финские, эстонские и немецкие ученые, но никак не могу уговорить приехать ко мне Татьяну Витальевну и Ларису Николаевну. Почему вы находите время присутствовать на различных событиях азербайджанской, армянской и других диаспор, но игнорируете наши народные праздники «Пӧртмаськон», круглые столы, новогодние праздники, мероприятия, которые проводят землячества и совет старейшин. Спасут ли от вымирания наш язык яркие шоу, пельменные праздники, конкурсы красоты и Палезяны под минусовку. Не спасут, а ускорят его кончину.
Все мы были участниками неоднократных шумных встреч по придумыванию названия будущему удмуртскому культурному центру. Прошло 5 лет, но воз и ныне там. Один из лучших профессиональных творческих коллективов театр «Айкай», более 10 лет ютится, как сирота в неприспособленном помещении. Почему этот вопрос до сих пор не решен и почему замолчал «Удмурт Кенеш»?
О национальных кадрах.
К сожалению, это задача решается ассоциацией только в отчетах. В реальности, подготовкой национальных кадров никто не занимается, поэтому их нет ни во власти, ни в бизнесе, а в общественных организациях — бессменные руководители, которые уже не в состоянии работать в силу возраста или старых привычек красиво отчитываться. Я ознакомлен с отчетами руководителей отделений «Удмурт Кенеш» г. Ижевска на прошедших недавно конференциях. Со всей ответственностью заявляю: никакой реальной работы за 4 года и более лет ими проделано не было, одно пустословие. Даже на конференцию они не в состоянии собрать своих членов. Этих руководителей отделений не знают в городе, ни в районах, где они, якобы, работают, но при это унижая достоинство удмурта, выпрашивают для себя звание почетных граждан района.
Несколько лет назад, вице-президент «Удмурт Кенеша» Михеева А.С. совершает уголовное преступление, в течение длительного времени ворует наши деньги, будучи директором гимназии им. Кузебая Герда. Но, избегает уголовного преследования и продолжает работать завучем в другой школе.
Почему так происходит? Думаю, что это не ваша вина Татьяна Витальевна, а ваша беда. Наставники ваши многое сделали, чтобы самосознание удмурта упало ниже плинтуса. Один из них, Семенов И.Н. предал интересы удмуртского народа, для того чтобы стать Председателем Госсовета, другой, Мусалимов Н.Н. предал своих избирателей-удмуртов, ради своих мелких корыстных интересов. Чему они вас могут научить?
Прошло 460 дней со дня трагической гибели удмуртского учёного Альберта Разина. Для сохранения будущего своего народа он пожертвовал самым бесценным — своей жизнью. Подвиг Альберта Разина зажёг сердца тысяч граждан РФ, получил поддержку национальных общественных движений. Его подвиг даёт нам силы для продолжения его дела. Огонь, зажженный Разиным, уже не погаснет. Но, начнётся ли этот процесс в Удмуртии?
Вам, Татьяна Витальевна и Лариса Николаевна выпала тогда возможность использовать эту трагедию для консолидации удмуртского общества, повышению национального самосознания или взяв на себя ответственность за эту трагедию — уйти с постов, а не держаться за теплое место. Но, вы обе тогда получили по «двойке». Перепугались, стали оскорблять его память и подвиг. «Не подумал человек, перелил бензин, хотел пошутить» это ваши слова. И вы до сих пор не попросили прощения перед родными. Вы не предложили им свою поддержку, а это одна из лучших традиций нашего народа. Вы проигнорировали наше приглашение на поминальный вечер и все предложения по увековечиванию его памяти. Как не выразили свое соболезнование и все бывшие руководители «Удмурт Кенеш», его актив и удмуртская интеллигенция. Вот вам и оценка уровня нашего национального самосознания, а ведь именно он стоял у истоков создания нашей ассоциации, написал его Устав, организовал удмуртское молодежное движение. Именно он, Вам Татьяна Витальевна, дал путевку в большую политику.
Исходя из выше сказанного, предлагаю внести в резолюцию съезда следующие предложения:
1. Внести изменения в Устав ассоциации Удмурт Кенеш, вернув статью 1.1. в редакции 1999 года, которая гласит, что ассоциация является общественной политической организацией удмуртского народа. Сейчас «Удмурт Кенеш» по факту отдел Минкульта УР.
Отсутствие у коренного народа своей общественной политической организации лишает удмуртский этнос механизмов защиты своих интересов на государственном уровне, возможности получать опыт политической работы.
2. Основной и единственной целью ассоциации должно стать возрождение национального самосознания. Для этого необходимо:
— В 2021 году провести национальное собрание ассоциации «Удмурт Кенеш», с приглашением органов власти, всех общественных движений, старейшин для обсуждения программы по сохранению удмуртского этноса. Исполкому ассоциации подготовить предложения по вышеуказанной программе.
— Министерству Образования и науки УР подготовить реформу национального образования, начав её с ревизии обучения удмуртскому языку. Найти причины, которые не позволяют большинству выпускников национальных гимназий и школ с обучением удмуртскому языку владеть удмуртским разговорным языком.
Создать условия изучения удмуртами родного языка во всех сельских и городских школах республики. В городе Ижевске должна быть открыта ещё одна удмуртская гимназия в центральной части города.
Для обучения удмуртскому языку должны использоваться самые современные мировые методики. Необходимо запретить практику освобождения изучения удмуртского языка в удмуртских школах и гимназиях. Не желающие его изучать могут учиться в других школах, а не занимать места в специализированных школах.
3. Сейчас многие учебники быстро устаревают, от того что не лицензируются в течение длительного времени. Просим Правительство УР добиться принятия решения по лицензированию учебников удмуртского языка в самой республике.
4. Рекомендовать Министерству Культуры: во всех сельских и городских домах культуры организовать лектории, семинары по практическому применению народных традиций и обрядов в повседневной и праздничной жизни.
5. Поручить «Институту истории, языка и литературы УР» разработать учебники по истории удмуртского народа, начиная с древнейших времён, которые должны формировать у подрастающего поколения гордость за свою принадлежность к удмуртскому этносу, намерение сохранять и жить по духовным традициям древних предков. Ежегодно организовывать научно-практические конференции по истории удмуртского этноса с приглашением ведущих мировых учёных. Начать научные исследования происхождения корней удмуртского этноса, с времён первых известных цивилизаций.
6. В районах и деревнях с преобладающим удмуртским населением обучение и воспитание в детских садах и школах вести на родном языке, в обиходе, в общественной деловой жизни использовать родной удмуртский язык.
7. С целью популяризации удмуртского языка начать эксперименты по использованию удмуртского языка в деловой, общественной жизни во всех населённых пунктах, городах, в семьях, детских садах, коммерческих и государственных структурах. Объявить один день в неделю днём удмуртского языка. С это целью подготовить электронные и бумажные справочники, переводчики, интернет-сайты.
8. Удмуртия всеми должна восприниматься и внешне узнаваться, как место проживания удмуртского народа. Гостей прибывающих в Республику на любом виде транспорта необходимо встречать голосовыми приветствиями на удмуртском языке (в поездах, общественном транспорте, самолетах). Удмуртский язык наравне с русским должен использоваться в наружной рекламе.
9. Рекомендовать Главе Удмуртской Республики при подборе кадров исходить из требований, что владение удмуртским языком наравне с деловыми качествами является желательным, а во многих случаях необходимым условием для кандидата в руководители.
10. Необходимо законодательно закрепить, что Председателем Госсовета УР может быть только лицо коренной удмуртской национальности.
11. Правительству УР принять решение об установлении квот при поступлении в вузы и другие учебные заведения для лиц удмуртской национальности.
12. Высказываем боль и пожелания жителей удмуртских деревень. Это они — источники наших древних традиций и веры. Именно в деревнях надо проводить яркие народные праздники, помогая им ресурсами. И отпадёт необходимость в бездушных дорогих шоу в городах. Для сохранения деревни необходимо возрождать мелкое производство по примеру успешно развивающихся экономик других стран.
13. Все предложения Альберта Разина, изложенные в его последнем обращении к депутатам Госсовета УР, должны быть делом первоочередной важности Ассоциации «Удмурт Кенеш», соответствующих ведомств, депутатов и общественников.
14. Альберт Алексеевич был и останется нашим лидером и Наставником, национальным героем всех народов России. В целях увековечивания его памяти предлагаю:
— Парк «Берёзовая роща» на ул. Авангардной г.Ижевска, переименовать в парк имени Альберта Разина.
— Разрешить установку в парке памятника, посвященного Альберту Разину.
— Принять нормативные акты по приданию парку статуса этнопарка.
— Запретить строительство в парке капитальных и временных сооружений, в том числе и спортивных, использование территории парка в коммерческих целях.
— Запланировать в 2021 году ремонт и благоустройство родника и замену ограждения по периметру парка за счет средств городского бюджета.
— А.А. Разин был бессеребянником. Все свои заработки, пенсию тратил на издание книг, проведение общественных мероприятий. Предлагаем ассоциации «Удмурт Кенеш» создать фонд им. Разина А.А. для издания и переиздания его книг, установки ему памятника и проведения народных праздников.
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Сегодня, именно от каждого из нас, зависит будущее нашего народа. На нас с надеждой смотрят наши дети, давно жаждут увидеть в нас сильных, честных и уважающих себя людей. И каждый из нас уже сейчас может стать ориентиром, чтобы наши дети окончательно не превратились в манкрутов. Расправляйте плечи, учитесь говорить свою правду, ведь за каждым из нас древний удмуртский род. Мы удмурты — миролюбивый, терпеливый, чувствительный, красивый и трудолюбивый народ, живущий многие века в согласии со всеми, кто пришёл на нашу древнюю землю. Мы желаем, чтобы наша родина процветала, чтобы никогда из наших деревень и городов не исчезла родная речь, удмуртский дух, вера и традиции.
По поручению членов Алнашского землячества, совета старейшин Дома учёных, членов отделения «УдмуртКенеш» Ленинского район

Nikol Mixailow

15 ч.  · Размышления после съездаПришел на съезд «Удмурт Кенеш» с портретом Альберта Разина. Хотел, чтобы перед началом съезда мы почтили его память, ведь он организовывал «Удмурт Кенеш». Он написал его первый Устав. Не пустили. Сам вице-президент, господин Байметов В.А. преградил мне вход. Хорошо, что выступление моё не отобрали. Хотя что хорошего? Регламентом обсуждение доклада, оценка работы правления, даже не была предусмотрена. Выслушав доклады Ишматовой Т.В и Бурановой Л.Н я подумал, что может погорячился с оценками, но ведь я только озвучил то, что слышу и вижу в удмуртских деревнях, бывая в них регулярно. Но после выступления министра образования Болотниковой С.М. мне захотелось встать, уйти в лес и выть от осознания скорой неизбежности утраты родного языка. Вдумайтесь, в 2019 году только 940 родителей из 5000 первоклашек-удмуртов написали заявления об обучении их детей удмуртскому языку. Один из пяти удмуртов. Это уже не начало конца, а приговор Госскомитету по науке, образованию и культуре, который возглавляет госпожа Ишматова Т.В. и Миннацу.Но читайте дальше. В 2020 году заявление об изучении родного языка из 5000 написали 320 удмуртских родителей детей-первоклашек. Один из пятнадцати удмуртов пожелал, чтобы ребёнок изучал родной язык. Это национальная катастрофа. Но самое страшное, никто из делегатов не обратил внимание на эти цифры. Позже мне объяснили : «Зачем шуметь, выступать?! Ведь на праздник приехали…». Те, кто довели до такого состояния самосознание удмуртов — Семёновы, Мусалимовы, продолжают сидеть в президиуме не стесняясь снова награждать друг друга различной мишурой и раздавать фантики и медальки каждому второму делегату. Скоро не станет целого народа, а мы взявшие на себя ответственность за его судьбу бодро кричим: » Ну что, вперёд!»Нет, Татьяна Витальевна, не вперёд, надо остановиться, собраться всем миром и разобраться почему ваши действия не приводят к ожидаемому результату. Ведь если ученик не может решить задачу, ему ставят двойку и заставляют найти решение. Давайте и мы, как можно скорее будем искать новые, правильные решения. Время — строгий учитель может и не дать такой возможности.

На изображении может находиться: 4 человека, люди стоят и в помещении


Читайте также:

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *